Свет и тени цифровой реальности: от редакции


УДК 111.7

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-321-326

Поступила: 01.09.2023
Принята:
10.09.2023
Опубликована: 06.10.2023

Свет и тени цифровой реальности: от редакции

Внутских Александр Юрьевич
доктор философских наук, доцент,
профессор кафедры философии

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: avnut@inbox.ru
ResearcherID: R-3075-2017

Устанавливается соотношение понятий информационные технологии, технологии искусственного интеллекта и цифровизация. Цифровизация рассматривается как неизбежная в смысле реализации возможности общественного развития в силу глубокой укорененности этой тенденции в развитии материального производства, а также в силу принятия цифровизации как безусловного блага и ключевого фактора конкурентоспособности во всех современных картинах мироустройства, включая альтернативные. Вместе с тем в условиях быстрого развития цифровой реальности в рамках ныне существующих социальных институтов человек все чаще сталкивается с растущей негарантированностью своего существования. Остается надеяться на то, что формы реализации тенденции цифровизации могут быть разными. Тенденция эта требует серьезного изучения и осознания соответствующих альтернатив в ходе научной дискуссии.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая реальность, человек, общество.

В свое время М. Хайдеггер говорил о «не-обходимой, верной возможности» — той, реализация которой неизбежна [Хайдеггер М., 1997, с. 258]. Судя по всему, одной из таких возможностей для развития человечества в последние десятилетия стала тотальная цифровизация всех сфер общественной жизни, включившая в себя, с одной стороны, информационные технологии, а с другой, породившая высшее их проявление — технологии искусственного интеллекта (ИИ) и множество сопутствующих до сих пор немыслимых технических, социальных и экономических явлений. Под цифровизацией мы понимаем совокупность явлений, связанных с прогрессом, развитие и внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности человека и общества. Почему же эта возможность «не-обходима»?

Во-первых, появление этих технологий глубоко укоренено в фундаментальных тенденциях развития материального производства, человека и общества в целом. Еще в XIX в. К. Маркс отмечал, что проявляющееся на протяжении всей истории человечества и многократно ускорившееся и усилившееся в рамках капитализма разделение труда «все больше и больше превращает выполняемые рабочими операции в механические операции, так что на определенном этапе их место может занять механизм». В рамках функционирования крупной промышленности человек начинает относиться к процессу производства уже не как его «главный агент», а как его «контролер и регулировщик». Причем Маркс подчеркивал, что это имеет силу не только для системы машин, но и «для комбинации различных видов человеческой деятельности и для развития человеческого общения» [Маркс К., 1969, с. 213–214]. Разделение труда повышает эффективность производства. Поэтому не удивительно, что цифровизация существенным образом снижает издержки производителей товаров и услуг. Так, вице-премьер Дмитрий Чернышенко на недавнем выступлении отметил, что только в 2023 г. за счет внедрения технологий ИИ и соответствующего сокращения операционных расходов организаций в России экономический эффект достигнет 400 млрд. руб., а в 2025 г., возможно, составит 1 трлн. руб. [Чернышенко высказался об экономическом эффекте…, 2023].

Во-вторых, важным свидетельством того, что тенденция цифровизации относится к наиболее общим и потому неизбежным в смысле реализации возможностям развития общества, является то, что она рассматривается как один из ключевых факторов дальнейшего развития в рамках всех современных картин мироустройства, включая альтернативные современному «мэйнстриму» [Шваб К., 2021; Йоханнесбургская декларация – II…, 2023]. Цифровизация давно стала ключевым инструментом и показателем конкурентоспособности всех стран и регионов без исключения. Например, по итогам 2022 г. в международном рейтинге Всемирного банка «GovTech Maturity Index» в топ-10 стран с наибольшим уровнем внедрения цифровых технологий в сфере госуслуг, налоговой и бюджетной сферах, в образовании и здравоохранении вошли три из пяти стран БРИКС: Бразилия, Индия и Россия [Россия вошла в топ-10 стран-лидеров…, 2022].

Таким образом, цифровизация представляет собой объективный фактор. Однако, как и в случае с другим ключевым объективным фактором современности — глобализацией [Култыгин В.П., 2002], — и концепции цифровизации, и формы ее реализации в действительности могут быть разными. Пока приходится констатировать, что в условиях быстрого развития цифровой реальности в рамках ныне существующих социальных институтов «человек сталкивается с растущей негарантированностью своего существования как биологического и социального существа» [Бодрунов С.Д., 2018, с. 377]. Разумеется, философия, как и конкретные гуманитарные и социальные науки, не могут оставаться безучастными к тенденциям, проблематизирующим сам объект их исследования. Тенденции эти требуют серьезного изучения и осознания возможных альтернативных форм их реализации в ходе научной дискуссии.

Одна из таких дискуссий была организована на базе философско-социологического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета в марте 2023 г. в рамках Всероссийской конференции с международным участием «Свет и тени цифровой реальности». В конференции помимо представителей ПГНИУ приняли участие исследователи из Беларуси, университета ИТМО (г. Санкт-Петербург), Пятигорского государственного университета (г. Пятигорск), Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ. Предлагаемый вниманию наших читателей специальный выпуск научного журнала «Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология» представляет собой корпус текстов, созданных главным образом участниками этой конференции на основе их выступлений. О чем же пишут наши авторы?

В статье сотрудника НИУ-ВШЭ Санкт-Петербург К.Н. Тимашова констатируется, что столь разные философы CC в. как Э. Ильенков и Ж. Симондон независимо друг от друга пришли к выводу о необходимости специального изучения социокультурных аспектов интеграции техники в общество. Оба философа констатировали существенную дисгармонию в отношениях между культурой и техникой, возникновение которой они связывали с распространением технократического подхода. В качестве средства коррекции этой дисгармонии они видели устранение технократических мифов. Однако если советский философ-марксист Э. Ильенков настаивал в первую очередь на необходимости упразднения социальных препятствий на пути создания условий для освобождения и всестороннего развития человека, то Ж. Симондон выдвигал на первый план задачу интеграции техники в культуру на основе выявления имманентных законов ее развития, исходя из возможности пересмотра отношения «человек–техника» вне трудовой парадигмы [Тимашов К.Н., 2023].

В статьях молодого московского исследователя А.М. Федоровой и известного пермского философа, профессора Л.А. Мусаеляна исследуются аспекты цифровизации сферы образования. А.М. Федорова ставит мысленный эксперимент, основой которого является гипотетическое синхронное внедрение в практику массового образования технологий ИИ и фармакологических когнитивных улучшений. Показано, что сами по себе эти технологии «автоматически» не несут негативных следствий. Однако существует риск того, что их встраивание в депресонализированную и формализованную образовательную среду массового образования усилит ориентацию на количественное измерение его эффективности, что приведет к искажению содержания, смысла образовательного процесса Автор подчеркивает важность наличия правильной стратегии внедрения технологий ИИ и фармакологических когнитивных улучшений в образовании, и настаивает на необходимости возвращения гуманистически-смыслового подхода к его целям и задачам [Федорова А.М., 2023]. В свою очередь, Л.А. Мусаелян констатирует, что цифровизация образования расширила возможности обучающихся в выборе собственной образовательный траектории, усовершенствовала технологию организации и управления учебным процессом. Однако «цифра» равнодушна к содержанию. И если тотальное применение цифровых технологий в преподавании «человекоцентричных» дисциплин окажется оторванным от процесса формирования привлекательных для молодежи смыслов, ценностей и идеалов, то это ни к чему хорошему не приведет, особенно в условиях информационной войны. Следует помнить, что образование означает формирование человека как социального существа, определенного типа социального индивида, личности. И вопрос о технических средствах такого формирования, безусловно, важный, но далеко не единственно определяющий [Мусаелян А.А., 2023].

Психолог Е.С. Игнатова проводит обзор современных зарубежных и отечественных киберпсихологических исследований, посвященных изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий. Показано, что взаимосвязь эта носит положительный характер для процесса обучения, общения, управления эмоциями и при построении терапевтических отношений. Вместе с тем выявлены риски негативного воздействия применения цифровых технологий при игровой деятельности и понимания эмоциональных сигналов в ходе использования эмодзи и смайлов [Игнатова Е.С., 2023].

В статье социологов А.В. Прокофьевой и К.О. Сомхишвили исследуется феномен блазированности (притупленности восприятия различия вещей по Г. Зиммелю) в крупных городах и в цифровой реальности, в т.ч. в рамках онлайн-коммуникации. Блазированность рассматривается как естественно появившийся защитный механизм, который позволяет оградиться от потока впечатлений и снизить уровень напряжения. При этом область впечатлений, требующих нервных затрат, сокращается, а деятельность автоматизируется. Вместе с тем показано, что жизнь в цифровой реальности, онлайн-взаимодействия, с одной стороны, расширяет возможности цифровых субъектов и участников коммуникации, но с другой, требует увеличения затрат внимания. В отдельных случаях они значительно размывают границу личного и публичного пространства [Прокофьева А.В., Сомхишвили К.О., 2023].

Социолог П.Ф. Сироткин изучает феномен виртуальной церкви. Показано, что появление сетевых ресурсов, создающих пространство для удовлетворения религиозных потребностей верующими пользователями, уже привело к появлению виртуальных храмов, виртуальных религиозных действий и виртуального участия верующих в данном процессе. Для части верующих это религиозное пространство становится единственной площадкой для выражения и реализации своих религиозных чувств и потребностей. При этом православные священники практически единодушно утверждают, что в виртуальном пространстве ценности спасения быть не может. Схожая позиция высказывается и частью католического священства и духовными лицами мусульман. Напротив, протестанты допускают возможность «виртуального спасения» и активно используют новое «окно возможностей» для расширения своего влияния. Автор предполагает, что в процессе дальнейшей трансформации религиозных практик часть религиозных структур, не сумевших адекватно адаптироваться к цифровой реальности, могут уступить место новым массовым религиозным учениям, которые в своих практиках и ценностях будут более релевантны условиям и требованиям цифровой реальности [Сироткин П.Ф., 2023].

Таким образом, развитие цифровой реальности открывает новые возможности, но и создает новые риски. Причем это риски в том числе и экзистенциального характера. Говорят, что, если процесс невозможно прекратить, его можно возглавить. Способен ли современный человек в современных условиях действительно возглавить процесс цифровизации? Иными словами, возможна ли гуманистическая версия цифровизации, или солнце человечества необратимо движется к закату и потому «тени цифровой реальности» будут сгущаться и далее? Не будем забывать, что у Хайдеггера «не-обходимая» возможность — это возможность смерти… Во всяком случае, опыт проведения конференции и реализации спецвыпуска по столь актуальной проблематике свидетельствуют, что только дальнейшее исследование тенденций цифровизации и активная практическая деятельность людей, основанная на выверенном с помощью такого исследования целеполагании, может ответить на этот вопрос.

Список литературы

Бодрунов С.Д. К. Маркс. Четвертая технологическая революция. Ноономика (статья на основе доклада на международном форуме в МГУ им. М.В. Ломоносова 18 мая 2018 г.) // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 211, № 3. С. 367–389.

Игнатова Е.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий: обзор современных исследований // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 3. С. 365–381. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-365-381

Йоханнесбургская декларация – II. БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности, Сэндтон, Гаутенг, ЮАР, 23 августа 2023 года / Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2023. 28 авг. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1901504/ (дата обращения: 31.08.2023).

Култыгин В.П. Незападные концепции глобализации // Личность. Культура. Общество. 2002. Т. 4, вып. 1–2. С. 80–103.

Маркс К. Экономические рукописи К. Маркса 1857–1859 годов (первоначальный вариант «Капитала»). Ч. 2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1969. Т. 46, ч. 2. С. 3–521.

Мусаелян Л.А. Тревожные мысли философа по поводу особенностей современной общественной жизни и некоторых проблем образования в эпоху тотальной цифровизации // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 3. С. 349–364. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-349-364

Прокофьева А.В., Сомхишвили К.О. Блазированность современного цифрового города // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 3. С. 382–395. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-382-395

Россия вошла в топ-10 стран-лидеров в области цифровизации госуправления – Всемирный банк / D-russia.ru. 2022. 17 нояб. URL: https://d-russia.ru/rossija-voshla-v-top-10-stran-liderov-v-oblasti-cifrovizacii-gosupravlenija-vsemirnyj-bank.html (дата обращения: 30.07.2023).

Сироткин П.Ф. Виртуализация церкви: проблемы и перспективы // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 3. С. 396–403. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-396-403

Тимашов К.Н. Жильбер Симондон и Эвальд Ильенков о гуманизме и технократии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 3. С. 327–337. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-327-337

Федорова А.М. Синхронное внедрение искусственного интеллекта и фармакологических когнитивных улучшений в образовании: социально-философский анализ // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 3. С. 338–348. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-338-348

Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

Чернышенко высказался об экономическом эффекте от применения ИИ // РИА Новости. 2023. 18 авг. URL: https://ria.ru/20230818/intellekt-1890846276.html?ysclid=ln3zms7bcp65705412 (дата обращения: 31.08.2023).

Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2021. 208 с.

Для цитирования:

Внутских А.Ю. Свет и тени цифровой реальности: от редакции // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 3. С. 321–326. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-321-326