Социология
Что такое социология? Почему социология востребована?
В современном обществе усиливается социальная составляющая, возрастает роль человеческого фактора. Социология – это наука об обществе, позволяющая объяснять социальные явления, прогнозировать и управлять ими. Востребованность специалистов-социологов определяется потребностью в данных опросов общественного мнения и других социологических исследований для принятия взвешенных управленческих решений в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной.
Чему учат социологов?
Обучение на направлении Социология представлено несколькими блоками дисциплин, которые помогают студентам последовательно и в системе овладеть профессией социолога.
Социология, ее отрасли и смежные дисциплины
На первых курсах изучается социология и история ее становления и различные отраслевые социологии: Демография, Социология труда и Экономическая социология, Социология культуры, Социология личности, Социология организаций, Социология коммуникаций, Социология молодежи, Социология семьи, Социология города, Этносоциология и др. Данные учебные курсы поддерживаются дисциплинами социально-гуманитарного цикла (Философия, Политика в современном мире, Финансовая грамотность, Гендерные исследования, Социальная психология, Эффективный самоменеджмент, Проектирование в социальной сфере, Развитие предпринимательства в молодежной политике, Иностранный язык и др.) и компьютерными науками (Информационные технологии в гуманитарных исследованиях, Методы сбора и обработки социальной информации с применением компьютерных технологий и др.).
Такая широта предметной подготовки позволяет выпускникам-социологам иметь необходимую академическую базу для реализации себя в профессиях социально-гуманитарного и других направлений: политика, государственное и муниципальное управление, медиа-коммуникация, PR и СМИ, маркетинг, кадровая политика и управление персоналом, добровольчество, волонтерство и НКО, работа с молодёжью, IT и др.
Методология, методика и техника социологических исследований
Ядром обучения социологов является группа дисциплин, посвященных организации и проведению социологических исследований: Методология и методика социологических исследований, Интервью в качественной социологии, Методы качественного анализа, Прикладной анализ социологических данных, Теория измерений, Организация полевых работ в социологических исследованиях и др. Благодаря этим курсам выпускники-социологи обладают компетенцией проведения полного цикла социологического исследования: от планирования исследования до интерпретации результатов, предоставления отчета заказчику, выработки рекомендаций и прогнозов. В рамках этого блока изучается полный спектр методов социологического исследования (опрос, глубинное интервью, контент-анализ, фокус-группы, кейс-стади и др.).
Как и где могут пройти практику социологи?
Знания по методологии исследований апробируются в рамках практик (на 2, 3 и 4 курсах). Базами практик выступают ведущие центры социологических исследований и социологические агентства г. Перми (Институт «УралИНСО», Агентство «СВОИ», Департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края, Пермское социологическое агентство «Supervisor», ПРОО «Территория Семьи», Центр социологических исследований ПГНИУ и др.), а также промышленные предприятия, с которыми сотрудничает кафедра социологии (ООО «Лукойл-Пермь», АО «ОДК-Пермские моторы», ПАО «Мотовилихинские заводы», ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» ПНППК и др.).
На разных курсах обучения практика предполагает участие в полевом этапе социологических исследований, организация исследования, сбор данных, обработка и анализ данных. На 4 курсе проведение собственного исследования для выпускной квалификационной работы.
В каких сферах востребованы выпускники?
Со степенью бакалавра направления Социология вы сможете работать
- в органах государственной власти,
- в аналитических центрах,
- в консалтинговых компаниях,
- в социологических агентствах,
- в маркетинговых и рекламных агентствах,
- в промышленных организациях,
- в общественных и некоммерческих организациях,
- в образовательных и научно-исследовательских учреждениях,
- в торговых сетях,
- В IT-компаниях.
На позициях:
- Социолог,
- Специалист по организации этапа сбора информации в прикладных социологических исследованиях (менеджер «полевых» проектов),
- Социолог-исследователь рынка товаров и услуг (маркетолог),
- Социолог-исследователь персонала и трудовых отношений (менеджер по персоналу/HR-менеджер),
- Социолог-исследователь связей с общественностью и рекламы (специалист по связям с общественностью/PR-менеджер),
- Социолог-аналитик политической сферы,
- Конфликтолог,
- Аналитик данных, UX-исследователь (исследователь пользовательского опыта).
Некоторые из наших выпускников:
- Алексей Зорин – председатель профсоюзной организации ООО «Лукойл-Пермь»;
- Анастасия Ветрова – заместитель директора департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края;
- Наталья Лебедева-Несевря – д.социол.н., заведующая лабораторией методов анализа социальных рисков, ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», профессор кафедры социологии;
- Кирилл Николаев – начальник отдела маркетинга Торгового дома «ПЗСП»;
- Юлия Ермоленко – аналитик практики исследования брендов, исследовательско-консалтинговая компания IFORS (Москва);
- Анастасия Рожнева – руководитель Пермского социологического агентства «Supervisor»;
- Полина Константинова – начальник бюро организации обучения ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (ПНППК),
- Анна Докучаева – инженер по подготовке ПНППК;
- Анна Чадова – ведущий инженер по подготовке кадров АО "Протон-ПМ";
- Лидия Сокрута – исследователь интернет-сервиса Авито;
- Екатерина Ильиных - СКБ Контур;
- Павел Лапин, Вероника Форостян – ООО «Лукойл-Пермь».
Почему стоит поступать к нам?
Важно получить действительно качественное образование с хорошей теоретической базой и возможностью на основе полученных знаний быстро переучиваться и адаптироваться к динамично меняющейся реальности. С одной стороны, социологу необходимо знать общие подходы к пониманию различных сфер жизни общества (трудовая сфера и работа организаций, потребительское поведение, молодежная политика, городские процессы и др.). С другой стороны, социологу необходимо обладать прикладными навыками изучения общества (разработка дизайна исследования, анализ качественных и количественных данных, визуализация результатов исследований в виде инфографики, и даже знать основы математического анализа). Универсальное образование социолога повышает вероятность найти высокооплачиваемую работу всегда в независимости от изменений в списках востребованных профессий, поскольку дает возможность быстро изменить карьерную стратегию на основе уже освоенных навыков и компетенций. Широта нашего направления, позволяет погружаться в любую сферу по вашим интересам, которые могут изменяться в течение жизни. Немаловажно понимать, что образование социолога даст лично вам: опыт коммуникации с людьми любого социального статуса (“от маргинала до президента”) и решение проблемных вопросов своего повседневного жизненного мира. Терапевтический эффект изучения социологии заключается в том, что когда я понимаю, как устроено общество и процессы в нем, мне легче в нем адаптироваться, ведь я знаю, что со мной происходит и почему.
Ссылки на полезные ресурсы и контакты для ответов на вопросы
Контакты кафедры социологии:
- Адрес: ул. Генкеля, 7, корп. 2, ауд. 431,
- Телефон: (342) 239-63-29
- E-mail: socio-psu@yandex.ru
По запросу образовательных учреждений преподаватели кафедры готовы провести мастер-классы и обучающие игры по социологической проблематике и презентацию направления Социология (по запросам обращаться к Прокофьевой Алене Викторовне, prokofyeva.alena@gmail.com).