Социология

Что такое социология? Почему социология  востребована?

В современном обществе усиливается социальная составляющая, возрастает роль человеческого фактора. Социология – это наука об обществе, позволяющая объяснять социальные явления, прогнозировать и управлять ими. Востребованность специалистов-социологов определяется потребностью в данных опросов общественного мнения и других социологических исследований для принятия взвешенных управленческих решений в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной.

1

Чему учат социологов?

Обучение на направлении Социология представлено несколькими блоками дисциплин, которые помогают студентам последовательно и в системе овладеть профессией социолога.

Социология, ее отрасли и смежные дисциплины

На первых курсах изучается социология и история ее становления и различные отраслевые социологии: Демография, Социология труда и Экономическая социология, Социология культуры, Социология личности, Социология организаций, Социология коммуникаций, Социология молодежи, Социология семьи, Социология города, Этносоциология и др. Данные учебные курсы поддерживаются дисциплинами социально-гуманитарного цикла (Философия, Политика в современном мире, Финансовая грамотность, Гендерные исследования, Социальная психология, Эффективный самоменеджмент, Проектирование в социальной сфере, Развитие предпринимательства в молодежной политике, Иностранный язык и др.) и компьютерными науками (Информационные технологии в гуманитарных исследованиях, Методы сбора и обработки социальной информации с применением компьютерных технологий и др.).

Такая широта предметной подготовки позволяет выпускникам-социологам иметь необходимую академическую базу для реализации себя в профессиях социально-гуманитарного и других направлений: политика, государственное и муниципальное управление, медиа-коммуникация, PR и СМИ, маркетинг, кадровая политика и управление персоналом, добровольчество, волонтерство и НКО, работа с молодёжью, IT и др.

Методология, методика и техника социологических исследований

Ядром обучения социологов является группа дисциплин, посвященных организации и проведению социологических исследований: Методология и методика социологических исследований, Интервью в качественной социологии, Методы качественного анализа, Прикладной анализ социологических данных, Теория измерений, Организация полевых работ в социологических исследованиях и др. Благодаря этим курсам выпускники-социологи обладают компетенцией проведения полного цикла социологического исследования: от планирования исследования до интерпретации результатов, предоставления отчета заказчику, выработки рекомендаций и прогнозов. В рамках этого блока изучается полный спектр методов социологического исследования (опрос, глубинное интервью, контент-анализ, фокус-группы, кейс-стади и др.).

Как и где могут пройти практику социологи?

Знания по методологии исследований апробируются в рамках практик (на 2, 3 и 4 курсах). Базами практик выступают ведущие центры социологических исследований и социологические агентства г. Перми (Институт «УралИНСО», Агентство «СВОИ», Департамент внутренней политики Администрации губернатора Пермского края, Пермское социологическое агентство «Supervisor», ПРОО «Территория Семьи», Центр социологических исследований ПГНИУ и др.), а также промышленные предприятия, с которыми сотрудничает кафедра социологии (ООО «Лукойл-Пермь», АО «ОДК-Пермские моторы», ПАО «Мотовилихинские заводы», ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» ПНППК и др.).

На разных курсах обучения практика предполагает участие в полевом этапе социологических исследований, организация исследования, сбор данных, обработка и анализ данных. На 4 курсе проведение собственного исследования для выпускной квалификационной работы. 

2

В каких сферах востребованы выпускники?

Со степенью бакалавра направления Социология вы сможете работать 

  • в органах государственной власти,
  • в аналитических центрах,
  • в консалтинговых компаниях,
  • в социологических агентствах,
  • в маркетинговых и рекламных агентствах,
  • в промышленных организациях,
  • в общественных и некоммерческих организациях,
  • в образовательных и научно-исследовательских учреждениях,
  • в торговых сетях,
  • В IT-компаниях.

На позициях:

  • Социолог,
  • Специалист по организации этапа сбора информации в прикладных социологических исследованиях (менеджер «полевых» проектов),
  • Социолог-исследователь рынка товаров и услуг (маркетолог),
  • Социолог-исследователь персонала и трудовых отношений (менеджер по персоналу/HR-менеджер),
  • Социолог-исследователь связей с общественностью и рекламы (специалист по связям с общественностью/PR-менеджер),
  • Социолог-аналитик политической сферы,
  • Конфликтолог,
  • Аналитик данных, UX-исследователь (исследователь пользовательского опыта).

Некоторые из наших выпускников:

  • Алексей Зорин – председатель профсоюзной организации ООО «Лукойл-Пермь»;
  • Анастасия Ветрова – заместитель директора департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края;
  • Наталья Лебедева-Несевря – д.социол.н., заведующая лабораторией методов анализа социальных рисков, ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», профессор кафедры социологии;
  • Кирилл Николаев – начальник отдела маркетинга Торгового дома «ПЗСП»;
  • Юлия Ермоленко – аналитик практики исследования брендов, исследовательско-консалтинговая компания IFORS (Москва);
  • Анастасия Рожнева – руководитель Пермского социологического агентства «Supervisor»;
  • Полина Константинова – начальник бюро организации обучения ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (ПНППК),
  • Анна Докучаева – инженер по подготовке ПНППК;
  • Анна Чадова – ведущий инженер по подготовке кадров АО "Протон-ПМ";
  • Лидия Сокрута – исследователь интернет-сервиса Авито;
  • Екатерина Ильиных - СКБ Контур;
  • Павел Лапин, Вероника Форостян – ООО «Лукойл-Пермь».

Почему стоит поступать к нам?

3

Важно получить действительно качественное образование с хорошей теоретической базой и возможностью на основе полученных знаний быстро переучиваться и адаптироваться к динамично меняющейся реальности. С одной стороны, социологу необходимо знать общие подходы к пониманию различных сфер жизни общества (трудовая сфера и работа организаций, потребительское поведение, молодежная политика, городские процессы и др.). С другой стороны, социологу необходимо обладать прикладными навыками изучения общества (разработка дизайна исследования, анализ качественных и количественных данных, визуализация результатов исследований в виде инфографики, и даже знать основы математического анализа). Универсальное образование социолога повышает вероятность найти высокооплачиваемую работу всегда в независимости от изменений в списках востребованных профессий, поскольку дает возможность быстро изменить карьерную стратегию на основе уже освоенных навыков и компетенций. Широта нашего направления, позволяет погружаться в любую сферу по вашим интересам, которые могут изменяться в течение жизни. Немаловажно понимать, что образование социолога даст лично вам: опыт коммуникации с людьми любого социального статуса (“от маргинала до президента”) и решение проблемных вопросов своего повседневного жизненного мира. Терапевтический эффект изучения социологии заключается в том, что когда я понимаю, как устроено общество и процессы в нем, мне легче в нем адаптироваться, ведь я знаю, что со мной происходит и почему.

 

Ссылки на полезные ресурсы и контакты для ответов на вопросы

Контакты кафедры социологии:

  • Адрес: ул. Генкеля, 7, корп. 2, ауд. 431, 
  • Телефон: (342) 239-63-29 
  • E-mail: socio-psu@yandex.ru 

По запросу образовательных учреждений преподаватели кафедры готовы провести мастер-классы и обучающие игры по социологической проблематике и презентацию направления Социология (по запросам обращаться к Прокофьевой Алене Викторовне, prokofyeva.alena@gmail.com).