УДК 13:17.036.12

DOI: 10.17072/2078-7898/2017-1-14-19

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ЖИЗНИ И БОЛЕЗНИ

Изуткин Дмитрий Анатольевич
доктор философских наук, доцент,
профессор кафедры социально-гуманитарных наук

Нижегородская государственная медицинская академия,
603005, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, 10/1;
e-mail: dan55@mail.ru
ORCID: 0000-0003-4423-3028

Смирнова Наталия Евгеньевна
аспирант кафедры социально-гуманитарных наук

Нижегородская государственная медицинская академия,
603005, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, 10/1
e-mail: galonatasha@yandex.ru
ORCID: 0000-0001-8699-7881

Образ жизни является детерминантом значительной части болезней. В то же время болезни определяют специфику образа жизни. Подобного рода взаимосвязь является определяющей в жизнедеятельности человека, она формирует специфическую реальность его бытия. По мере поэтапного, непрерывного усложнения общественной материи образ жизни становится аккумулятором значительного количества патогенных факторов.

В настоящей статье предпринимается попытка философской эвристики некоторых сущностных механизмов, на которых фундируется взаимообусловленность образа жизни и болезни. Авторы анализируют специфику эссенциальной трансформации образа жизни под влиянием болезни. Вводится понятие «редуцированный образ жизни» (т.е. биологически и социально ограниченный).

Образ жизни представляет собой интегральное производное от способов жизнедеятельности человека. В его основе лежат как минимум четыре сущностных принципа: синергизм, системность, соразмерность, самость. Он выполняет организационную, стабилизационную и адаптивную функции.

Отмечается, что следствием болезни является изменение образа жизни путем трансформации его функциональных структур, которое направлено на снижение биосоциального тонуса и активной деятельности человека. Происходит смена его функциональных структур под влиянием болезни, где образ жизни приобретает редуцированные черты.

Ключевые слова: образ жизни, способ жизнедеятельности, патологический процесс, болезнь, биологическая и общественная материя, синергизм, системность, соразмерность, самость, редуцированный образ жизни.

Введение

Образ жизни оказывает существенное влияние на психофизиологическое состояние человека. В настоящее время он является главным фактором, детерминирующим болезни.Выступая в качестве структурных элементов категориальной сетки бытия, взаимообусловленность образа жизни и болезни формирует специфику повседневной реальности человека. Этим объясняется актуальность исследования и разработки концептуальных аспектов взаимосвязи образа жизни и болезни, которые движутся от конкретных концептуальных положений исследуемого объекта к положениям абстрактным, более полно раскрывающим сущность исследуемого объекта.

Концептуальные аспекты взаимосвязи образа жизни и болезни выступают в качестве абсорбента философских проблем жизнедеятельности человека как существа биосоциального. Их четкое представление способствует формированию приоритетности в изучении общих процессов и явлений, связанных с активной деятельностью человека, приводящей к болезненному состоянию или ее снижению по причине болезни. Больной человек вынужден приспосабливаться к условиям окружающей действительности, вырабатывая определенные формы и способы жизнедеятельности в процессе своего болезненного состояния. Философские аспекты взаимосвязи образа жизни и болезни раскрывают целый комплекс вариативной деятельности субъекта, с помощью которого он пытается выразить и реализовать себя как личность.

В науке разрабатывались некоторые аспекты взаимосвязи образа жизни и болезни, в основе которых лежали разнородные по своей сущности критерии. Так, могут быть выделены культурно-антропологический, социально-исторический, социологический, нормативный, адаптационный и другие аспекты образа жизни, предполагающие его влияние на состояние здоровья человека. Они достаточно хорошо представлены в отечественных [1–12] и зарубежных [13–18] исследованиях, в значительной степени социального характера, т.е. с позиций влияния общественной среды на состояние здоровья человека, Однако анализ научных работ показывает, что на данный момент отсутствуют труды, посвященные концептуальным аспектам социально-философского понятия взаимосвязи образа жизни и болезни как имплицитной основы способов жизнедеятельности субъекта на биологическом и социальном уровнях, где, с одной стороны, образ жизни может стать детерминантом патологического процесса, а с другой болезнь будет способствовать качественной трансформации всей структуры образа жизни. В силу этого цель статьи заключается в идентификации и обосновании философских аспектов взаимосвязи образа жизни и болезни как априорной, т.е. заранее предопределенной пространством жизненного мира организации способов биологического и социального бытия в пределах пространственно-временного континуума, фундирующейся на всеобщих философских принципах. Реализация поставленной цели подчинена решению ряда конкретных задач: выявить сущностные основы образа жизни и его функции в пространстве бытия; обозначить механизмы влияния образа жизни на развитие патологических процессов и возникновение болезни; раскрыть особенности трансформации образа жизни под влиянием болезни.

Методологическую базу исследования составляют: системно-целостный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь образа жизни и болезни как интегративную структуру в жизнедеятельности человека; диалектический метод используется при изучении противоречий между биологическим и социальным, объективным и субъективным, что способствует выявлению некоторых закономерностей во взаимосвязи образа жизни и болезни; аксиоматическийметод предполагает выстраивание концепции образа жизни и болезни исходя из общих философских, теоретических положений о каждом из этих явлений.

Сущностные основы образа жизни

В контексте нашего социально-философского анализа взаимосвязь образа жизни и болезни образ жизни позиционируется в качестве имплицитно-фоновой, структурообразующей, динамичной части природной и искусственно созданной реальности. Заключая в себе совокупность всеобщего деятельного опыта, он обладает имманентным свойством постепенно аккумулироваться в пространственно-временном континууме, проявляясь в особенном и единичном. Под влиянием биологических и общественных законов динамики материи образ жизни бесконечно трансформируется в новое качественное состояние, придавая ему качественно новую форму бытия. С другой стороны, его биологические составляющие (генотип человека, психофизиологические, физические особенности, биоритмы организма) обладают качеством устойчивости и консервативности. Специфика образа жизни определяется содержанием и уровнем организации телесной субстанции человека. В результате образ жизни и болезнь представляются как возможность и условие бытия. Другими словами, тот или иной образ жизни с точки зрения возможности возникновения болезни не проявляется в сформировавшемся виде, а существует apriori как вариации нереализованной возможности, одна из которых под воздействием определенных условий воплощается в действительность.

Образ жизни подчинен глобальным законам развития биологической материи и социального бытия, но в то же время он неотъемлем от повседневных индивидуальных практик субъекта, воплощая в себе, по справедливому замечанию А.В. Мартыненко, «синтез социально типичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении и складе мышления отдельного человека» [19, с. 136]. В результате пространство биологического и социального бытия, а также способов жизнедеятельности субъектов обуславливают объективно сложившийся образ жизни.

Исходя из вышесказанного, образ жизни представляет собой интегральное производное процесса жизнедеятельности субъекта, образуемое посредствам непрерывной бесконечной трансформации биологической и общественной материи, детерминированной взаимосвязью объективного и субъективного в их единстве и борьбе как противоположностей. Образ жизни как процесс динамичен настолько, насколько изменяемо его интегральное производное. В этом случае закономерные связи биологического и общественного бытия, совокупность практических деятельностей, реализуемых субъектом в объективном пространстве его природной и искусственной реальности, имеют своим следствием трансформацию образа жизни. Образ жизни обеспечивает организацию (процесс создания структуры и системы жизнедеятельности человека на биологическом и социальном уровне), регуляцию (соразмерность в реализации социальных потребностей биологическим оптимальным возможностям и наоборот) и адаптацию (приспособление человека к условиям объективной действительности) способов и форм жизнедеятельности человека к окружающей, в частности, социальной среде.

Влияние образа жизни на возникновение болезни

Образ жизни заключает в себе несколько сущностных принципов или закономерностей, генерирующих патологические процессы.

Во-первых, принцип синергизма, в основе которого лежит количественное накопление объективно присутствующих в содержании образа жизни девиационных элементов, задающих тенденцию к развитию патологических состояний. Аккумуляцию аномальных компонентов следует рассматривать как сложное взаимодействие неблагоприятных для здоровья объективных (социальных, экономических, экологических и др.) условий и субъективных (индивидуальные практики) стимулов, о чем говорилось выше. Это дает основание полагать, что образ жизни есть вариативная, вероятностная структура, функционирующая на грани здоровья и болезни.

Во-вторых, принцип системности, предполагающий взаимосвязь статики и динамики, где ригидное биологическое и подвижное социальное вступают в противоречие, но реализуются как целостная, непрерывно развивающаяся система. «Упругость и сопротивляемость изменениям внешней среды свидетельствует в пользу того, что образ жизни обладает некоторым системным свойством, где все составляющие тесно взаимосвязаны, и даже локальное изменение отражается на функционировании всей системы, выводя ее из привычного равновесия» [9, с. 9].

В-третьих, принцип соразмерности имеет в своей основе нарушение баланса биологического и социального. Общественная, социальная материя, как наиболее подвижная в структуре образа жизни, прибывает в состоянии диссонанса с его ригидными биологическими законами, следствием чего является возникновение патологических процессов.

В-четвертых, принцип самости представляется как выражение самобытной, уникальной организации человеческой деятельности на уровне индивида в результате практической реализации биологических и социальных потребностей на определённом этапе исторического развития. Так, образ жизни первобытного человека был подчинен удовлетворению первичных потребностей и характеризовался природным однообразием, что определяло профиль заболеваний (травмы, пищевые отравления, инфекционные заболевания, а также костные патологии) [20; 21, с. 70; 22, с. 47–49]. Другими словами, самость образа жизниобуславливалась природными законами. По мере развития общественной материи происходят изменения социально-экологического порядка, когда наряду с естественными возрастает роль социальных потребностей. В результате объективно преодолевается тот «физиологический предел выносливости по отношению к любому фактору среды, за границей которого этот фактор будет неизбежно угнетающе влиять на здоровье» [23, с. 99].

Влияние болезни на образ жизни

Влияние болезни на образ жизни сопряжено со снижением активной биосоциальной деятельности человека. Диапазон деятельной вариативности ограничивается болезненным состоянием. В ответ на изменившееся под влиянием болезни функциональное состояние организма интегральное производное на уровнях биологического и социального перестраивается и вырабатывает качественно новую «программу» жизнедеятельности индивида, трансформируя целеустановки субъекта. Это происходит объективно, в силу того что жизнедеятельность, присущая здоровому образу жизни, в состоянии болезни не только затруднительна, но и деструктивна для человеческого организма. Трансформация образа жизни в данных условиях осуществляется путем изменения его определенных фундаментальных, функциональных структур. Организационная функция способствует разрушению прежних структур образа жизни и формированию новых, отвечающих специфике болезни и ценностным ориентациям больного индивида. Стабилизацию нарушенной соразмерности между биологическими возможностями и социальными потребностями выполняет регулятивная функция путем снижения биологической и социальной активности субъекта. Выработка адекватных механизмов взаимодействия больного организма с окружающей средой при возможности сохранения отдельных структур «прежнего» образа жизни является задачей адаптивной функции. В результате формируется редуцированный образ жизни, т.е. ограниченный в биологическом и социальном пространстве.

Выводы

Подводя итоги, необходимо отметить, что в основе философских концептуальных аспектов взаимосвязи образа жизни и болезни находятся как минимум четыре принципа: синергизм, системность, соразмерность, самость. Смысловые, комплексные связи между ними позволяют раскрыть сущностные аспекты взаимообусловленности образа жизни и болезни. Трансформация интегрального производного образа жизни путем метаморфозы его функциональных структур реализуется на биологическом и социальном уровнях путем взаимодействия объективных условий жизнедеятельности и субъективных стимулов. Концептуальные аспекты взаимосвязи образа жизни и болезни выступают в качестве универсального способа понимания этих процессов, предполагающих негативное влияние образа жизни на состояние здоровья и формирование в итоге редуцированного образа жизни.

Список литературы

  1. Бестужев-Лада И.В. Опыт типологии социальных показателей образа жизни // Социологические исследования. 1980. № 2. С. 3–9.
  2. Бестужев-Лада И.В. Содержание, структура и типология образов жизни // Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности / отв. ред. Л.П. Буева. М.: Наука, 1983. 142 с.
  3. Власов П.П., Спицкий С.В., Орлова М.В. Социальная экология: общество и окружающая среда: учеб. пособие. СПб.: СПбГУТД, 2010 154 с.
  4. Возмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 58–65.
  5. Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни и здоровье населения в свете решений XXV съезда КПСС. М.: Медицина, 1977. 232 с.
  6. Изуткин Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья: дис. … д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2005. 356 с.
  7. Изуткин Д.А. Философия взаимосвязи образа жизни и здоровья. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005. 204 с.
  8. Касимов Р.А.О нормативной модели здорового образа жизни // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 2(38). С. 161–170.
  9. Мельникова Н.Н. Образ жизни и его адаптивная функция // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 5(138). С. 41–48.
  10. Народное благосостояние: методология и методика исследования / отв. ред. Н.М. Римашевская, Л.А. Оников. М.: Наука, 1988. 180 с.
  11. Состояние и основные тенденции развития советского образа жизни. Вопросы методологии и методов исследования / отв. ред. И.Т. Левыкин. М.: ИСИ АН СССР, 1980. 197 с.
  12. Чижов А.Я. Современные проблемы экологической патологии человека: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 611 с.
  13. Clark F., Carlson M., Zemke R., Frank G. et al. Life domains and adaptive strategies of a group of low-income well older adults // The American Journal of Occupational Therapy.1996. № 50(2). P. 99–108. DOI: 10.5014/ajot.50.2.99.
  14. Currrie C., Amos A., Hunt S.M. The incidence and correlates of health related behavioral change // Public Health. 1990. №335–344. DOI: 10.1016/s0033-3506(05)80526-8.
  15. FouriéSteyn South African Medical Research Council. Chronic diseases of lifestyle: in South Africa: 1995
  16. Slater C., Carlton B. Behavior, lifestyle, and socioeconomic variables as determinants of health status: Implications for health policy development // American Journal of Preventive Medicine. 1985. №25–33.
  17. Sorensen G. Promoting healthy eating patterns to the worksite: The Treatwell intervention model // Health Education Resesarch. 1990. №505–515. DOI: 10.1093/her/5.4.505.
  18. Wickrama K., Conger R., Lorenz F.O. Work, marriage, lifestyle, and changes in men’s physical health // Journal of Behavioral Medicine. 1995. № 4. P. 97–111. DOI: 10.1007/bf01857863.
  19. Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 136–138.
  20. БужиловаА.П.HomoSapiens. История болезни. М.: Языки славянской культуры, 2005. 301 с.
  21. Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни: метод. пособие. М.: ГАСК, 2002. 104 с.
  22. Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2012. 432 с.
  23. Базелюк Н.Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. № 2. С. 237–239.

Получено 05.11.2016

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Изуткин Д.А., Смирнова Н.Е. Философские концептуальные аспекты взаимосвязи образа жизни и болезни // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып.1. С. 14–19.DOI: 10.17072/2078-7898/2017-1-14-19