PERM UNIVERSITY HERALD. SERIES “PHILOSOPHY. PSYCHOLOGY. SOCIOLOGY”

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК 159.9:316.6

DOI: 10.17072/2078-7898/2015-2-65-73

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

Пермякова Татьяна Михайловна
доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков

Национальный исследовательский университет
Высшая Школа Экономики (Пермский филиал),
614070, Пермь, ул. Студенческая, 38;
e-mail: perm1@hotmail.com

Шевелева Марина Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Национальный исследовательский университет
Высшая Школа Экономики (Пермский филиал),
614070, Пермь, ул. Студенческая, 38;
e-mail: marineshevelevoy@yandex.ru

В статье систематизируются результаты отечественных исследований перфекционизма. Анализ публикаций российских авторов по проблеме перфекционизма приводит к выделению трех крупных групп исследований: систематизация зарубежных подходов и их критический анализ, адаптация зарубежных опросников для изучения перфекционизма и разработка собственных, изучение связи перфекционизма с другими психологическими феноменами и его влияния на жизнь человека. Результаты анализа показывают значительную динамику российского общества, влияющую на вектор исследований перфекционизма: с одной стороны, большая индивидуализация общества, значительная роль статуса и престижа для целеполагания личности, активно продвигаемые внешние стандарты благополучия, ориентация на достижения и успех в образовательной и профессиональной деятельности в глобальном масштабе; с другой стороны, амбивалентный характер перфекционизма, недостаточность проработки методологии его изучения. В статье обсуждается зависимость перфекционизма от культуры и необходимость его изучения в кросс-культурной перспективе, лакунарность кросс-культурного подхода к изучению перфекционизма в России. Результаты работы могут способствовать уточнению теоретического понятия перфекционизма, выработке соответствующих целям исследований многомерных методик анализа, постулированию выводов в кросс-культурных исследованиях, в частности, на российской выборке, а также выявлению факторов мотивации достижения в условиях глобального образования.

Ключевые слова: перфекционизм, культура, многомерная шкала, кросс-культурный подход, личность.

PERFECTIONISM STUDIES IN RUSSIA
AND THEIR CROSS-CULTURAL PROSPECTS

Permyakova Tatyana Mikhaylovna
D.Sc. (Habilitation), Professor of Foreign Languages Department

National Research University — Higher School of Economics (branch in Perm),
38, Studencheskaya str., Perm, 614070, Russia;
e-mail: perm1@hotmail.com

Sheveleva Marina Sergeevna
Ph.D., Associate professor of Foreign Languages Department

National Research University — Higher School of Economics (branch in Perm),
38, Studencheskaya str., Perm, 614070, Russia;
e-mail: marineshevelevoy@yandex.ru

The article deals with the range of perfectionism studies in Russia. The analysis of Russian publications on perfectionism draws up three major classes of research: foreign studies and their critique, adaptation of foreign questionnaires and the development of Russian instruments, the studies of perfectionism in association with other psychological phenomena and its influence on well-being. Results show that Russian social changes influence the directions in perfectionism research. On the one hand, the changes embrace higher social individuation, status and prestige in personal goal-setting, mass mediated external well-being standards and orientation toward achievement and success on a global scale. On the other hand, research dynamics underlines perfectionism ambivalence and methodological gaps in its investigations. Additionally, the article discusses cultural relevance of perfectionism, the rationale for cross-cultural approach and shortage of cross-cultural perfectionism studies regarding Russia. The results of present paper might be significant in terms of specifying perfectionism, developing multi-dimensional methodologies, drawing conclusions in cross-cultural research with Russian samples and identifying motivational factors in the context of globalized education.

Key words: perfectionism, culture, multi-dimensional scaling, cross-cultural research, Russian culture, personality.

При описании внешних факторов современной действительности можно отметить возрастание скорости жизни, повышение ее стоимости, интенсивный научно-технический прогресс, политическую и социальную напряженность. С другой стороны, мы наблюдаем в культуре абсолютизацию «успеха и достижений, силы и конкурентности, рациональности и сдержанности» [26]. Повышенное внимание исследователей к изучению перфекционизма, наблюдаемое в отечественной традиции начиная с последнего десятилетия прошлого столетия, может в значительной мере объясняться ростом этого явления среди населения, что, в свою очередь, является результатом предъявления высоких требований обществом, ориентированным преимущественно на успех и совершенство [4, 8, 9] и, несомненно, связано с национальной культурой [23, 29].

Перфекционизм определяется как широкая социально-психологическая и культурная проблема, вызвавшая пристальный интерес исследователей в последние десятилетия. Среди большой массы исследований, посвященных социальной жизни человека, оцениваемых с позиций общепринятых критериев позитивности, благополучия, успешности, особый интерес представляют случаи, когда субъективные переживания самой личности идут вразрез с достижениями — когда достигнутое либо обесценивается, либо ощущение радости от результатов деятельности откладывается на неопределенное время. В самом широком толковании перфекционизм — это стремление к безупречности и совершенству в поведении и деятельности, касающихся разных сфер жизни [15].

В задачи данной работы входит систематизировать подходы к изучению перфекционизма в отечественной психологической традиции и очертить специфику данного явления применительно к российской (русской) культуре с целью обоснования кросс-культурного исследования.

Систематизация публикаций российских авторов по проблеме перфекционизма приводит к выделению трех крупных групп исследований. Первая включает систематизацию зарубежных подходов и их критический анализ; вторая связана с методами изучения перфекционизма и направлена на адаптацию зарубежных опросников для измерения описываемого явления и разработку собственных, авторских опросников; третья группа ориентирована на изучение связи перфекционизма с другими психологическими феноменами и его влияния на жизнь человека.

Cистематизация зарубежных подходов

Наиболее полный анализ зарубежных подходов проведен двумя группами исследователей. Н.Г. Гаранян [3, 4] совместно с коллективом авторов описывает развитие зарубежных исследований перфекционизма в исторической перспективе, существующие подходы к его изучению и структуру данного феномена, выявляет сильные и слабые стороны разных моделей перфекционизма, анализирует имеющиеся диагностические инструменты. Совместно с А.Б. Холмогоровой автор проводит дифференциацию понятий здорового и патологического перфекционизма и предлагает оригинальную структуру последнего [4]. Свою систематизацию зарубежных исследований предлагают также В.А. Ясная и С.Н. Еникополов [29]. Все авторы сходятся во мнении, что вопросы определения, выяснения теоретической основы и методов изучения перфекционизма остаются открытыми. Но наиболее актуальными остаются вопросы определения перфекционизма, его структуры и типов, развития и влияния на личность, а в дифференциально-типологическом подходе — вопросы методологической проработки проблемы позитивного и негативного типов перфекционизма.

Методы изучения перфекционизма

В качестве диагностического инструмента для измерения перфекционизма традиционно используют опросники. В настоящее время на русский язык переведен ряд опросников, которые можно отнести к группе классических. Так, И.И. Грачева адаптировала Многомерную шкалу перфекционизма (Multidimentional perfectionism scale) канадских исследователей П. Хьюитта и Г. Флетта [11]; А.А. Золотарева занималась адаптацией «Шкалы перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта (Perfectionistic Self-Presentation Scale PSPS) [13]; В.А. Ясная с коллегами провела апробацию методики американского ученого Р. Слейни «Почти совершенная шкала» (AlmostPerfectScale) [30]. Авторы стандартизировали переведенные опросники, показали их надежность, валидность и прогностическую значимость для русской выборки.

Отечественными авторами также предложены и стандартизированы собственные опросники, измеряющие перфекционизм. Например, Н.Г. Гаранян А.Б. Холмогорова и Т.Ю. Юдеева в 2001 г., основываясь на собственной модели структуры перфекционизма [9], предложили оригинальный опросник, который в дальнейшем использовался в исследованиях других авторов. А.А. Золотарева [14] разработала опросник, позволяющий дифференцировать нормальный и патологический перфекционизм, который получил название «Дифференциальный тест перфекционизма». Кроме того, С.В. Воликова стандартизировала «Опросник детского перфекционизма» [2], а А.Б. Холмогорова разработала «Шкалу физического перфекционизма».

Эмпирические исследования перфекционизма
в отечественной традиции

В отечественных эмпирических исследованиях перфекционизма в подавляющем большинстве отмечается его деструктивный характер и негативное влияние на психологическое благополучие индивида. Так, найдены положительные корреляции перфекционизма с нарциссизмом [20], склонностью к суициду и суицидальным намерениям [20], искажением познавательных процессов [21], неблагоприятным течением депрессивных расстройств [7], уровнем стресса и враждебности [27], эмоциональной дезадаптацией и избегающим поведением у студентов [6], уровнем тревоги и депрессии [8, 10], мотивационным конфликтом [8]. Выборки данных исследований в основном включают либо субъектов образовательного процесса — школьников или студентов, либо пациентов, страдающих психическими расстройствами.

Так, в исследовании Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой, Т.Ю. Юдеевой показано, что пациенты, страдающие депрессией и тревожными расстройствами, в целом характеризуются более высокими показателями перфекционизма, а именно зависят от оценок других людей, ориентированы на самые высокие стандарты, а также склонны абсолютизировать неудачи. Дальнейшие исследования этих авторов показали, что высокий уровень перфекционизма является прогностическим признаком склонности к депрессивным и тревожным расстройствам [10], а также длительности заболевания, резистентности к медикаментозному лечению, продолжительности ремиссии [7]. Исследователи полагают, что показатели перфекционизма могут снижаться по мере выздоровления пациентов. Более того, общий показатель перфекционизма коррелирует с гораздо более широким спектром показателей эмоционального неблагополучия. Например, уровень перфекционизма связан с искажением познавательных процессов при решении задач, основанных на смысловой неопределённости, что может проявляться в снижении способности к пониманию переносного смысла пословиц [21].

Наиболее важные результаты исследования дисфункционального перфекционизма заключаются в следующем: пациенты с депрессивными и тревожными расстройствами характеризуются более высокими показателями всех параметров перфекционизма в сравнении со здоровыми испытуемыми; у пациентов с расстройствами сильнее выражены когнитивные параметры перфекционизма — «восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с ними)» — и негативное селектирование, др. [28].

Исследования, проведенные на выборке студентов, убедительно доказывают, что перфекционизм положительно коррелирует с показателями эмоциональной дезадаптации [27]. Студенты, демонстрирующие высокий уровень перфекционизма, часто испытывают трудности с установлением доверительных и эмоционально-насыщенных отношений со сверстниками, а также показывают высокий уровень повседневного стресса. Более того, эмпирические исследования демонстрируют, что уровень депрессии и тревоги возрастает по мере роста показателей перфекционизма [8]. Студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют выраженный конфликт достижения, а именно всеми силами стремятся к успеху, но при этом боятся неудачи, а это, в свою очередь, приводит к прокрастинации.

Применительно к российской аудитории был выявлен ряд закономерностей в возрастной динамике перфекционизма, а именно: постепенное снижение стремления человека к совершенству по мере его взросления; отражение специфики проявлений перфекционизма в сознании учащихся различных образовательных учреждений, выражающемся в снижении склонности студентов к изучаемому явлению по мере повышения профессиональной квалификации [22].

Исследование О.С. Виндекер и К.А. Иргашевой показало взаимосвязь мотивации достижения и перфекционизма: для лиц с высокой мотивацией достижения характерен высокий перфекционизм, причем сила этой взаимосвязи зависит от уровня субъективного страдания испытуемых; наличие мотивационного конфликта не обязательно присутствует у перфекционистов, но в большей степени характерно для тех, у кого выражен социально предписанный перфекционизм; юноши и девушки не отличаются друг от друга по уровню мотивации достижения, но при этом у юношей выше уровень перфекционизма, ориентированного на себя, и социально предписанный перфекционизм; мотивация избегания неудач отрицательно связана с высокими требованиями к результатам работы окружающих людей и положительно — со стремлением соответствовать ожиданиям и требованиям значимых других [1].

Вместе с тем феномен перфекционизма является многомерным, поэтому в последнее десятилетие отечественные психологи изучают понятие так называемого нормального или здорового перфекционизма, который может быть связан с адекватной оценкой себя и ситуации, стремлением к достижениям, уверенностью в себе и другими положительными качествами личности [14, 30]. Исследователи структурируют и систематизируют различия между дезадаптивным и адаптивным перфекционизмом [30], выделяют критерии дифференциации здорового и патологического перфекционизма [5]. Вместе с тем понимание того, что именно составляет вариант «здорового перфекционизма», и определяет перспективу дальнейших исследований [7].

С нашей точки зрения, вышеизложенный анализ отечественных исследований перфекционизма позволяет определить наименее исследованные области. Так, можно отметить почти полное отсутствие кросс-культурных исследований перфекционизма в сравнении с выборкой русских респондентов. Кроме того, можно говорить о недостаточной проработанности темы зависимости перфекционизма и его особенностей от русской культуры. Исследования подобного рода могут быть необходимы, если учесть глобализацию высшего образования, процесс интернационализации студенческих кампусов, возрастающее количество межнациональных браков. Кроме того, результаты изучения перфекционизам в кросс-культурной перспективе могут представлять ценность для клинических психологов.

Перфекционизм в кросс-культурной перспективе

Переходя ко второй части работы, посвященной перспективам кросс-культурного исследования перфекционизма, необходимо отметить, что среди широкого спектра задач кросс-культурной психологии в отношении данного феномена наиболее релевантными представляются: проверка психологических фактов, полученных в другой культуре с целью постулирования культурных универсалий и культурной специфики; лакунарность специфики явления в исследуемой культуре; интеграция данных разных исследований в разных культурах [16]. Вынуждены повторить, что исследования перфекционизма в российской среде немногочисленны по сравнению с западными, что затрудняет возможность представить четкую картину кросс-культурной вариации исследований.

Одна из немногочисленных работ, выявляющих особенности перфекционизма в современной России, — социологическое исследование М.В. Лисаускене, в котором отмечается, что пост-советская социально-экономическая трансформация вызвала «культурную травму» массового сознания россиян. В частности, в итоге качественного анализа ценностей, жизненных стереотипов и моделей поведения «для выражения кредо современного поколения учащейся молодежи можно использовать девиз, сформулированный самими студентами: “Добиться успеха в жизни, жить в кайф; получить все и сразу!”» [33]. Анализ мотивов получения профессионального образования свидетельствует об использовании этого кредо в качестве инструмента достижения жизненного кредо тех, которых можно назвать «молодыми перфекционистами» (состоявшимися), — успешной карьеры и материального благополучия. Отметим, что исследование непредвзятым образом свидетельствует о стремлении российской молодежи к достижению высшего образования, склонности к установлению стандартов именно в образовании для собственного успеха в жизни. При этом успешность понимается преимущественно как материально-потребительская, т.е. как совокупность высокой заработной платы, возможности работать за рубежом и приобретения желаемых благ как признаков престижа и т.п. (Примечание: аналогичные ценности постулируются в статье М. Новак [17].)

Весьма любопытна в свете адаптационной составляющей перфекционизма оценка успешности будущей работы по специальности за рубежом. Респонденты отмечают желание «жить в любой стране, лишь бы жить хорошо». Созвучны вышеприведенным данным и результаты исследования личности потребителя товаров роскоши, проведенного Х.Р. Кауфманном, Д. Вронтисом и Ю. Манаковой: в России, как и во многих восточноевропейских странах переходного состояния, идентичность потребителя существенно влияет на характер приобретения роскоши; наблюдается устойчивая положительная взаимосвязь между характеристиками идентичности, статусного потребления, воспринимаемого качества, символического потребления [31].

В то же время для кросс-культурных исследований перфекционизма оказывается важным тот факт, что «число депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы индивидуальные достижения, успех и соответствие самым высоким стандартам и образцам» [25]. Данное заключение логично, так как для так называемых «депрессивных» сообществ доказано, что «типичными оказались, прежде всего, настолько же высокие, насколько и жесткие стандарты и требования в процессе воспитания, малейшие отклонения от которых сопровождались критикой и наказаниями, а помимо этого — модель замкнутого существования в изоляции от остального мира, поддерживаемая концепцией окружения как враждебного, а жизни как трудной и опасной» [там же].

Еще одна возможная причина специфики перфекционизма в России приводится в анализируемой статье А.Б. Холмогровой и Н.Г. Гаранян, заключающаяся в культе рационального отношения к жизни, в негативной установке по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека. Исследователи отмечают, что «в бывшем СССР имитация эмоционального благополучия граждан превратилась еще и в государственную ценность, в результате чего причины эмоциональных расстройств в форме депрессий сводились к чисто биологическим факторам, а в учебниках по медицинской психологии отсутствовали главы, посвященные психологии эмоциональных расстройств. В качестве причин суицидальных действий также рассматривались биологические факторы, а социальные и психологические даже не упоминались» [25]. По мнению специалистов, советское наследие и, возможно, более раннее историко-культурное наследие традиционных христианских ценностей, ориентированных на терпение и мягкое уступчивое поведение, исключающее проявления гнева, особенно у женщин, сформировало негативное отношение к определенным эмоциям. Данная особенность хорошо иллюстрируют половые различия, связанные с «полоролевымм стереотипами сильного мужчины (у мужчин выше запрет на печаль и страх как в норме, так и в патологии) и мягкой женщины (у женщин выше запрет на гнев, как в норме, так и в патологии)» [там же].

Собственно кросс-культурные исследования перфекционизма применительно к русским выборкам единичны; например, исследования проводились на группах, относящихся к одному этносу (т.е. имеющих общие биологические корни), но проживающих в условиях разных культурных традиций и норм [там же].

Нарциссизм, которому сопутствует перфекционизм, с социокультурной точки зрения применительно к русским характеризуется следующим образом: «Про русских говорят, […] что они с легкостью ставят перед собой завышенные цели и столь же быстро демотивируются, когда мечты хоть в какой-то мере не сбываются. Для нас не существует “полуполных стаканов”, мы максималисты и перфекционисты. Отечественный нарцисс демонстрирует постоянную душевную борьбу между конформизмом и респектабельностью своего внутреннего “буржуа” и разрушительным негативизмом внутреннего “анархиста”: часть его душевных устремлений связана с неистовым желанием быть примерным социальным человеком, и он с готовностью впитывает в себя клише, предлагаемые масс- и поп- или глам-культурой; но другая ипостась нарцисса, напротив, направлена на разрушение всех и всяческих устоев, саботаж, трансгрессию и поиск любых способов проявления “инакости” и крайнего индивидуализма» [20].

В сферу кросс-культурной психологии входит также изучение инокультурной адаптации [12, 18, 19]. В отношении узкой диаспоры в США — русских евреев-беженцев было выявлено, что аккультурация протекает линейно: рост аккультурации к американской культуре протекает наряду со снижением аккультурации к русской культуре. Любопытно, однако, что молодое поколение в большей степени идентифицируют себя с русской культурой, чем поколение родителей, а успешная аккультурация имеет положительную взаимосвязь с адаптацией в школе (сфера образования), а, например, не с адаптацией в дружественной или семейной сферах [32].

Подводя итоги работы, во-первых, необходимо отметить, что предлагаемая нами систематизация накопленных данных об исследованиях перфекционизма хотя не является исчерпывающей, тем не менее представляет собой попытку очертить круг проблем, наиболее актуальных для кросс-культурных изучений феномена. Во-вторых, результаты анализа показывают значительную динамику российского общества, влияющую на характер явления, а также на изменения в векторе исследований перфекционизма, а именно: с одной стороны, большая индивидуализация общества, значительная роль статуса и престижа для целеполагания личности, активно продвигаемые внешние стандарты благополучия, ориентация на достижения и успех в образовательной и профессиональной деятельности в глобальном масштабе, а с другой стороны, амбивалентный характер перфекционизма, недостаточность проработки методологии его изучения, лакунарность кросс-культурного подхода к его рассмотрению. В качестве перспектив исследования нами планируется провести сбор данных с целью изучения специфики перфекционизма на русской выборке и сравнения полученных данных с исследованиями перфекционизма на выборке жителей США. Исследование будет проведено с использованием русского варианта опросника Р. Слейни «Почти совершенная шкала» (Almost Perfect Scale), опросников Foreign Language Classroom Anxiety Scale и DASS (Depression, anxiety, stressscales) в русскоязычной версии.

Список литературы

  1. Виндекер О.С., Иргашева К.А. Исследование взаимосвязи перфекционизма и мотивации достижения (на примере студенческой выборки) // Приволжский научный вестник. 2014. № 5(33). С. 151–157.
  2. Воликова С.В. Современные исследования детского перфекционизма // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. № 2. С. 94–99.
  3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1. С. 31–40.
  4. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74–83.
  5. Гаранян Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 36–45.
  6. Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009б. № 1. С. 72–81.
  7. Гаранян Н.Г., Васильева М.Н. Перфекционизм как прогностический признак неблагоприятного течения депрессивных расстройств // Психологический журнал. 2014. № 5. С. 51–61.
  8. Гаранян Н.Г., Низовцева А.А. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 1–13.
  9. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18–49.
  10. Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами // Психологический журнал. 2009. № 6. С. 93–102.
  11. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала П. Хьитта и Г. Флетта» // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 73–89.
  12. Гришина Е.А. Динамика эмоциональных состояний личности в условиях кросс-культурной адаптации: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 27 с.
  13. Золотарева А.А. Адаптация методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта // Психологический журнал. 2011. № 6. С.59–66.
  14. Золотарева А.А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 26 с.
  15. Карловская Н.Н., Сысоева А.С. Взаимосвязь переживания счастья и перфекционизма у студентов с разным уровнем академической успеваемости // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2009. № 2. C. 4–14.
  16. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. 224 с.
  17. Новак М. Культурно-семиотический анализ идеологем общества потребления // Современный дискурс-анализ. 2013. Вып. 7. C. 53–50.
  18. Смолина Т.Л. Методы исследования кросс-культурной адаптации (зарубежный опыт) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 162. С. 282–287.
  19. Смолина Т.Л. Симптомы культурного шока: обзор и классификация // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3028.pdf (дата обращения: 26.03.2015).
  20. Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 67–80.
  21. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Перфекционизм и когнитивный стиль личности у лиц, имевших попытку суицида // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 90–100.
  22. Талаш Е.Ф. Динамика перфекционизма в молодежной среде // Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодого исследователя. Психология: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. университет, 2012. C. 158–165.
  23. Талаш Е.Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях // Вестник Балтийского федерального университета. 2012. № 11. С. 79–87.
  24. Тарханова М.П., Холмогорова А.Б. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 52–60.
  25. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61–75.
  26. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 2. С. 61–90.
  27. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16–26.
  28. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 25 с.
  29. Ясная В.А., Еникополов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157–168.
  30. Ясная В.А., Митина О.В., Еникополов С.Н., Зурабова А.М. Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни «Почти совершенная шкала» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. № 4. С.30–45.
  31. Kaufmann H., Vrontis D., Manakova Yu. Perception of luxury: idiosyncratic Russian consumer culture and identity // European Journal of Cross-Cultural Competence and Management. 2012. Vol. 2 # 3–4, January. P. 209–235.
  32. Lakey P.N. Acculturation: a review of the literature // Intercultural communication studies. 2003. XII-2. P.103
  33. Lisauskene M.V. The Next Generation: Pragmatic Perfectionists or Romantics of Consumption // Russian Education & Society. 2007. Vol. 49,iss. 4. P. 76–86.

Получено 29.04.2015

References

  1. Vindeker O.S., Irgasheva K.A. [Research on connection between perfectionism and achievement motivtion (by the example of students' sample)]. Privolzhsyj nauchnyj vestnik [Privolzhsky Scientific Herald]. 2014, May, no 5(33), pp. 151–157. (In Russian).
  2. Volikova S.V. [Modern research on child's perfectionism]. Sotsial'naya i klinicheskaya psihiatriya [Social and clinical psychiatry]. 2012, no 2, pp. 94–99. (In Russian).
  3. Garanyan N.G. [Perfectionism and mental disorders (review of foreign empiric researches)]. Terapiya psihicheskih rasstrojstv [Therapy of mental disorders]. 2006, no 1, pp. 31–40. (In Russian).
  4. Garanyan N.G. [Psychological models of perfectionism]. Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 2009, no 5, pp. 74–83. (In Russian).
  5. Garanyan N.G. [Typological approach to perfectionism study]. Voprosy sihologii [Issues of psychology]. 2009v, no 5, pp. 36-45. (In Russian).
  6. Garanyan N.G., Andrusenko D.A., Hlomov I.D. [Perfectionism as a factor of students' dysaptation]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2009b, no 1, pp. 72–81. (In Russian).
  7. Garanyan N.G., Vasil'eva M.N. [Perfectionism as a diagnostic character of unfavourable course of depressive disorders]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 2014, no 5, pp. 51–61. (In Russian).
  8. Garanyan N.G., Nizovtseva A.A. [Structure of achievement motive of students' with different level of perfectionism]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2012, no 1, pp. 1–13. (In Russian).
  9. Garanyan N.G., Holmogorova A.B., Yudeeva T.Yu. [Perfectionism, mental depression and anxiety]. Moskovskij psihoterapevticheskij zhurnal [Moscow psychotherapeutic journal]. 2001, no 4, pp. 18–49. (In Russian).
  10. Garanyan N.G., Yudeeva
  11. Gracheva I.I. [Adaptation of Hewitt's and Flett's multidimensional scale methodology]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 2006, no 6, pp. 73–89. (In Russian).
  12. Grishina E.A. Dinamika emotsional'nyh sostoyanij lichnosti v usloviyah kross-kul'turnoj adaptatsii: Author’s abstract for procuring of degree of candidate of psychological sciences]. Moscow, 2010, 27 p. (In Russian).
  13. Zolotareva A.A. [Adaptation of Hewitt's self-presentation scale methodology]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 2011, no 6, pp. 59–66. (In Russian).
  14. Zolotareva A.A. Diagnostika individual'nyh razlichij perfektsionizma lichnosti: Author’s abstract for procuring of degree of candidate of psychological sciences]. Moscow, 2012, 26 p. (In Russian).
  15. Karlovskaya N.N., Sysoeva A.S. [Connection of happiness and perfectionism experience of students with different performance]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Psihologiya» [Omsk University Herald. Series «Psychology»]. 2009, no 2, pp. 4–14. (In Russian).
  16. Lebedeva N.M. Vvedenie v etnicheskuyu i kross-kul'turnuyu psihologiyu [Introduction into ethnic and cross-cultural psychology]. Moscow, Klyuch-S Publ., 1999, 224 p. (In Russian).
  17. Novak M. [Cultural and semiotic analysis of ideologemes of consumer society]. Sovremennyj diskurs-analiz [Modern discourse analysis]. 2013, no 7, pp. 53–60. (In Russian).
  18. Smolina T.L. [Methods of cross-cultural adaptation research (foreign experience]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [IZVESTIA: Herzen University journal of humanities and sciences]. 2013, no162, pp. 282–287. (In Russian).
  19. Smolina
  20. Sokolova E.T. [Narcissism as a clinical and social and cultural phenomenon]. Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 2009, no 1, pp. 67–80. (In Russian).
  21. Sokolova E.T., Tsygankova P.V. [Perfectionism and personality's cognitive style of persons trying suicide]. Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 2011, no 2, pp. 90–100. (In Russian).
  22. Talash E.F. [Perfectionism dynamics in youth community]. Chelovek. Soobschestvo. Upravlenie: vzglyad molodogo issledovatelya. Psihologiya. Materialy XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Man. Society. Management: young researcher's view. Psychology: Proceedings of XII All-Russia research and practice conference]. Krasnodar, Kuban State University Publ., 2012, pp. 158–165. (In Russian).
  23. Talash E.F. [Perfectionism phenomenon's reflection in Russian academic papers]. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta [Baltic Federal University Herald].2012, no 11, pp. 79–87. (In Russian).
  24. Tarhanova M.P., Holmogorova A.B. [Social and psychological factors of physical perfectionism and dissatisfaction with one's body]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. 2012, no 3, pp. 52–60. (In Russian).
  25. Holmogorova A.B., Garanyan N.G. [Culture, emotions and mental health]. Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 1999, no 2, pp. 61–75. (In Russian).
  26. Holmogorova A., Garanyan N. [Emotional disorders and modern culture by the example of somatoform, depressive and anxious disorders]. Moskovskij psihoterapevticheskij zhurnal [Moscow psychotherapeutic journal]. 1999, no 2, pp. 61–90. (In Russian).
  27. Holmogorova A.B., Garanyan N.G., Evdokimova Ya.G., Moskova M.V. [Psychological factors of students' emotional disadaptation]. Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 2009, no 3, pp. 16–26. (In Russian).
  28. Yudeeva T.Yu. Perfectionism kak lichnostnyj faktor depressivnyh i trevozhnyh rasstrojstv: Author’s abstract for procuring of degree of candidate of psychological sciences]. Moscow, 2007, 25 p. (In Russian).
  29. Yasnaya V.A., Enikopolov S.N. [Perfectionism: history of study and issue's current state]. Voprosy psihologii [Issues of psychology]. 2007, no 4, pp. 157–168. (In Russian).
  30. Yasnaya V.A., Mitina O.V., Enikopolov S.N., Zurabova A.M. [Aprobation of perfectionism measuring technique Almost Perfect Scale by R. Slaney]. Teoreticheskaya i eksperiental'naya psihologiya [Theoretical and experimental psychology]. 2011, no 4, pp. 30–45. (In Russian).
    1. Kaufmann H., Vrontis D., Manakova Yu. Perception of luxury: idiosyncratic Russian consumer culture and identity // European Journal of Cross-Cultural Competence and Management. 2012. Vol. 2 # 3–4, January. P. 209–235.
    2. Lakey P.N. Acculturation: a review of the literature // Intercultural communication studies. 2003. XII-2. P. 103–
    3. Lisauskene M.V. The Next Generation: Pragmatic Perfectionists or Romantics of Consumption // Russian Education & Society. 2007. Vol. 49,

The date of the manuscript receipt 29.04.2015

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

ПермяковаТ.М., ШевелеваМ.С. Систематизация отечественных исследований и кросс-культурные перспективы изучения перфекционизма // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Вып. 2(22). С. 65–73. doi: 10.17072/2078-7898/2015-2-65-73

Please cite this article in English as:

Permyakova T.M., Sheveleva M.S. Perfectionism studies in russia and their cross-cultural prospects // Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». 2015. Iss.2(22). P.65–73.
doi: 10.17072/2078-7898/2015-2-65-73