На философско-социологическом факультете ПГНИУ прошла серия мероприятий, посвященных 100-летию Пермского университета

В дни празднования 100-летнего юбилея Пермского университета сотрудники и студенты Философско-социологического факультета также участвовали в праздничных мероприятиях и принимали гостей. В число ключевых мероприятий факультетской праздничной программы вошла проведенная 12 октября Международная научно-практическая конференция «MethodologyoftheHumanities», благодаря которой гости факультета получили площадку для общения со студентами, преподавателями и сотрудниками не только ПГНИУ, но и ряда других ВУЗов Перми, с сообществом пермских интеллектуалов в целом.

Конференция проводилась по трем секциям. Первая секция была посвящена методологическим проблемам теоретической и прикладной психологии. Ее открывал доклад «Нейробиология отвечает философии: нейронные основания принятия этических решений» Луиса де Лесиа – доктора наук, профессора психиатрии и наук о поведении Медицинского института Стэнфордского университета (США). В докладе обсуждались актуальные проблемы, имеющие философские, психологические и методологические аспекты: как происходит принятие моральных решений, какими методами можно изучать их нейронные основы, обладают ли животные нравственными качествами и могут ли они быть врожденными. Автор интерактивного мастер-класса «Как возродить воина внутри себя», доктор наук, специалист в области коучинга и развития организаций, директор компании «NeosysOrganisationalDevelopmentandConsultingLtd. Георгий Сарвари (Венгрия) анализировал реальные жизненные ситуации, а также методологические проблемы, связанные с практиками самопрезентации. Было продемонстрировано, что «мягкая сила» является принципом, позволяющим найти и сохранить баланс между агрессивной презентацией собственного Я и пассивным отступлением.

Работу первой секции завершило выступление доктора наук, профессора Люнебургского университета Лейфана Х.-Д. Кнёлля (Германия)«История русской и советской психологии: первые результаты библиометрического исследования» в рамках которого он ознакомил слушателей с первыми результатами собственного исследования вклада отечественных психологов переходного (от СССР к постсоветской России) периода.

Вторая секция была посвящена методологическим проблемам образования, а также исследованию актуальных смыслов анализа классической литературы.  Доктор наук, профессор, директор Института русского языка, истории и культуры Линдонского государственного колледжа (США) Александр Строканов  сделал оригинальную попытку интерпретировать роман Достоевского «Преступление и наказание» в связи с «теорией американской исключительности»: установить параллели между взглядами и поступками Родиона Раскольникова и современной внешней политикой, проводимой элитой США. Представленный взгляд должен, по мнению автора, вызвать серьезную дискуссию о мировых политических тенденциях, о «смысловых» проблемах человеческой жизни. Отметим, что 16 октября 2016 года А. Строканов в рамках дискуссионного клуба «Мусаелян: proetcontra» представил не только свою точку зрения на проблему американизации и глобализации мира, но и взгляд на участников «выборной гонки» в США (Д. Трампе, Б. Сандерсе, Х. Клинтон), об отношении граждан США к предстоящим президентским выборам.

Работу второй секции конференции 12 октября продолжила презентация «Опыт международного уровня: совершенствование навыков межкультурного общения в сфере гуманитарных наук и за ее пределами», организованная представителями Государственного Университета Дельта г. Кливленда (США) доктором наук, деканом Беверли Мун доктором наук Кристи Риддл, доктором наук, профессором Мишель Джохансон. Онипознакомили участников секции со структурой и методиками образовательного процесса в Государственном Университете Дельта, специфика которого заключается в акценте на формировании навыков межкультурного общения, толерантности, уважения к людям другой культурной традиции.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета Марина Калашникова выступила с докладом «Методологические проблемы современного университетского образования».  В ходе выступления она обратила внимание на современные «вызовы» общественного развития, которые определяют необходимость вносить существенные коррективы в организацию учебного процесса.  Только сочетание  гибкого плана обучения, междисциплинарности, интерактивных методов педагогики позволит выпускникам успешно строить в будущем успешную профессиональную траекторию. Идея бакалавриата как широкого универсального образования, формирующего в первую очередь навыки саморазвития, критического мышления и целостного мировоззрения очень актуальна сегодня и на Западе и в России. Ярким примером такого образования является программа «LiberalArts» реализуемая совместно  СПбГУ (Россия) и  Bard College (США). Методики данной программы широко используются кафедрой истории философии ПГНИУ в ходе реализации программ «Искусства и гуманитарные науки» и др.

Наконец, отметим работу третьей секции конференции, посвященной проблематике лидерства. Работа секции была организована на докладе «Шесть составляющих эффективного руководства в высшем образовании»вице-президента по академическим вопросам, проректора Государственного университета Дельта Чарльза МакАдамса (США) и открытом семинаре «Актуальные вопросы исследования и практики лидерства»доктора наук, преподавателя Университета Бирмингема, консультанта в области управления,  исполнительного директора ООО «Mastering Leadership Agility» Пола Эйткена (Великобритания). Спикеры говорили о базовых принципах лидерства, которые выступают фундаментом лидерских практик в самых разных сферах. Позиции выступавших представляли два разных, но дополняющих друг друга подхода: Ч. МакАдамс представил свой доклад в контексте персоналистского подхода, исходящего из теории и методологии индивидуальных особенностей лидера, а П. Эйткен – в контексте процессного подхода, теории и методологии ситуационного лидерства, причем лидерства командного и социально ориентированного. Участниками секции, среди которых были преподаватели, студенты программ бакалавриата и магистратуры направления «Организация работы с молодежью», молодые лидеры и пермские интеллектуалы активно участвовали в обсуждении выступлений и задали спикерам целый ряд вопросов. Работа секции заложила основы для дальнейшей исследовательской и практической работы в тематическом поле лидерства.

В целом, благодаря работе конференции, у ее участников и слушателей актуализировалось представление о значении вузовского образования и исследовательской работы в университете, как опережающих время, предугадывающих и формирующих запросы будущих поколений. Философско-социологический факультет еще раз поздравляет всех со Столетием университета и надеется на углубление сотрудничества с исследователями, посетившими факультет и университет в эти праздничные дни. 

Выступление А. Строканова

Выступление А. Строканова

Выступление М. Калашниковой

Выступление М. Калашниковой

Г. Сарвари и участники мастер-класса

Г. Сарвари и участники мастер-класса

Доклад Л. де Лесиа

Доклад Л. де Лесиа

Презентация Б. Мун и ее коллег из Delta State University

Презентация Б. Мун и ее коллег из Delta State University

Участники конференции

Участники конференции

Х.-Д. КнелльХ.-Д. Кнелль

Ч. МакАдамс и П. Эйткен

Ч. МакАдамс и П. Эйткен

АА Строканов и ЛА Мусаелян

Проф. Л.А. Мусаелян и проф. А.А. Строканов на диспуте «Мусаелян: pro et contra».